Вступительная статья к ДЛ-1 (2007)


К читателю

 

            Саратов, Орел, Тамбов, Владивосток, Казань… – десятки городов и весей России; Беларусь, Республика Литва, Армения, Казахстан; Канада, Германия, Израиль – такова география литературно-педагогического конкурса "Добрая лира", прошедшего в 2007 году под патронажем депутата Государственной Думы Российской Федерации, заместителя председателя Комитета по науке и образованию В. Н. Ивановой. В оргкомитет конкурса вошли образовательные учреждения, литературно-творческие организации, издательства. Жюри представляли известные педагоги и писатели, а так же дети, учащиеся Санкт-Петербурга.

            Сто пять авторов. Более двухсот произведений!

            Подведены итоги. Главный – не только в России, но и далеко за ее пределами есть литераторы, прекрасно пишущие по-русски.

            За более чем полувековой редакторский стаж работы через мои руки прошло много работ, хороших и не очень. Честно признаюсь, такого количества материалов, которое поступило на конкурс, мы, члены жюри, не ожидали. Замечательно, что эти ожидания не оправдались. Чем же особо порадовал конкурс?

            Вот краткий обзор некоторых произведений лауреатов конкурса в его семи номинациях.

            Виталий Ямковой (г. Благовещенск), "Занимательная география в вопросах и ответах". Удивительная (вернее, удивляющая) книга. В простой и доступной форме – кладезь мудрости. Вряд ли найдется эрудит, способный ответить хотя бы на одну десятую всех собранных в пособии вопросов. А их тысячи! И столько же коротких ответов. Занимательно? Да. А еще – познавательно. Блестящая попытка объять необъятное.

            Произведения Станислава Олефира (г. Приозерск) "Невероятные приключения некурящей "собачки"" и "Дай руку и пошли" написаны ярко, образно, талантливо. "Когда я был маленький, у нас была война. Фашисты вывезли все наши припасы и даже подожгли поле, на котором росла пшеница. Их потом прогнали наши бойцы, но до нового урожая было далеко. Нередко в доме даже не было кусочка хлеба…" – так начинаются "Невероятные приключения". Они, действительно, невероятные. Повесть открывает не только мало ведомые нам стороны жизни, она не настырно учит любить, сострадать, заботиться о ближнем, особенно, если он "наш братец меньшой".          Невероятным кажется эпизод, где главный герой (автор?!) с сыном Ильей перетаскивает целый муравейник на сухое место, спасая крохотных тружеников от разлива "быстрой, полноводной" реки Буюнды. Муравьев перетаскивают в коробках! Такими невероятными эпизодами заполнены все страницы книги "Дай руку и пошли".

            Марина Эшли (Канада), "Нюркин князь". Горькая повесть о тяжкой доле вдов и сирот войны. И все же – о светлом:  о торжестве любви, об очень красивых людях. Колоритно, душевно и жгуче пронзительно.

            Ефим Гаммер (Израиль). И снова – о Великой Отечественной, и снова –  невероятная история: о бойце Красной Армии, сибиряке, Никодиме Корзенникове, глухонемом солдате, на долю которого выпали нечеловеческие испытания – контузия, ранения, бои, сложнейшие пути к своим. Сообщили: "Погиб". Выжил! Попробуем сыскать такого (героя!) в мировой литературе. Не найдем.

            Поневоле задумываешься о современном молодом человеке. Подрастающему поколению – третьему послевоенному – слава Богу, неведомы испытания тяжелого военного и послевоенного времени. Много написано достойных страниц о Великой Отечественной, о блокаде Ленинграда, о Сталинградской битве, о страданиях и героизме, о страшном и светлом… Читают ли? Еще десяток лет, а то и меньше, и не останется ветеранов, сохранится только память – тающая льдинка. Не дать угаснуть Великой памяти – нелегкая, однако насущная задача современных талантливых литераторов, историков, преподавателей. Именно современных и талантливых. Вероятно, не последнюю роль в этом должны сыграть конкурсы: литературные, историковедческие, педагогические. К огромному, не всегда объективному и точному наследию, сохраненному в исторических и литературных источниках, к тысячам мемуарных и "мемуарных" страниц необходимо добавить новейшие объективные исследования. Правдивое толкование военной истории, то есть нашего относительно недавнего прошлого, впереди. Наверняка те, кто сегодня сидит за школьной партой, смогут сделать это.

            А пока будем радоваться тому, что были Константин Симонов, Александр Твардовский, Давид Самойлов, что мы знаем о "Живых и мертвых", Васе Теркине, "сороковых-роковых" (об этих и других замечательных поэтах и литературных героях работа Валентины Коростелёвой "Парнаса дорогие имена").

            Марина Кулакова (г.Нижний Новгород), повесть-исповедь "Учительница". Исповедь цельной, мечущейся, но внешне спокойной натуры. Обычный человек, попавший в необычные условия существования (выживания?). Чтобы обосновать это утверждение, недостаточно одной-двух цитат, пришлось бы цитировать всю повесть, столько в ней удивительного, разного, интригующего.

            "– Дорогу! – громче потребовала я и, вдохнув, выпрямила спину" – это о встрече с волком один на один. Волк отступил!

            Героиня собирается посетить священную для марийцев рощу, место древних языческих обрядов. Провожатая предупреждает ее, что из рощи ничего нельзя уносить: ни цветочка, ни сучка, ни даже листика. В роще нельзя говорить по-русски. Что это, русофобия?.. Нет. Просто роща веками слышала марийскую речь и звуки любой другой могут ей навредить. Такие серьезные, а иногда грустные открытия для учительницы-горожанки, попавшей в "глубинку", – на каждом шагу.

            Оригинальный стиль, добрый юмор и "злой" сарказм – и всё легко, со стихотворно-ёрным комментарием – Эрнест Стефанович (Республика Литва) – мастер! Он (его герой) обсуждает с нами конкурсные работы своих подопечных школьников. Занятно цитирует их занятные высказывания. Читать увлекательно, многое спорно и все талантливо. Название труда Э. Стефановича "Гордился б нами Ювенал" оправдано содержанием.

            В сборнике произведений  Николая Конусова (с. Большой Улуй, Красноярский край) поражает разнообразие жанров: короткие рассказы, поэма в прозе, подборка стихотворно-прозаических миниатюр. Сборник вполне соответствует номинации "Художественная литература, малые формы, без ограничения возраста".    

            "Гуманоид". В этой повести нет ничего космического, как может показаться на первый взгляд. Надежда Васильева  (г. Петрозаводск, Республика Карелия) посвятила ее вечной молодежной проблеме. "Гуманоид" – повесть о первой любви. Верность, честь, сострадание и самопожертвование юношески безоглядные и полные. Сегодня модно хаять подрастающее поколение: "Вот мы в их годы были…"

            Здесь: современный подросток, наивный и доверчивый, плохо знающий жизнь, в общем, казалось бы, такой же, как многие его сверстники. Казалось бы… Но в отличие от многих, таких же как он, выпускников, Митька легко раним. В нем есть гордость, но нет гордыни. Он прощает любимой девушке измену без упреков, сразу и от всей души. Надежда Васильева сумела найти в своем герое что-то такое, что заставляет сопереживать ему, даже опасаться, что он не выдержит мощных ударов судьбы, обрушившихся на него как-то сразу: уход из семьи горячо любимого отца; болезнь мамы; пустой ящик электронной почты, вдруг разлучивший с любимой, живущей далеко, в другом городе, и, как гром среди ясного неба, измена.

            Позже, узнав, что Рита беременна, Митька просит оставить чужого ребенка, не делать аборт. "Так это же хорошо! – произнес Митька обыденно и спокойно". Мы отлично понимаем, чего стоит влюбленному юноше такая обыденность и такое спокойствие. И далее: "Кого закажем? Мальчика или девочку?" И мы снова всё правильно понимаем: это не беззаботная ёрность сопляка, а твердое решение настоящего мужчины (любящего, принимающего абсолютно все, как должное, лишь бы было хорошо ей, Риточке, любимой).

            Автору повести о бродячей кошке "Луиза" Евгении Сёминой тринадцать лет. Она живет на Урале, в Новотроицке. Самая юная участница конкурса стала его лауреатом в номинации "Художественная литература для детей, крупные формы". Со страниц повести веет теплотой, заботой о самом близком нам домашнем животном, волей злого случая оказавшимся бездомным. Менялись хозяева котенка, менялись условия выживания, но неизменной оставалась забота девочки об этом милом существе.

            "Сердобольная женщина нашла ее в помойном ведре, где лежали ее мертвые братья и сестры. Котенок отчаянно пищал, взывая о помощи… Она стала полноправным членом семьи. Так начиналась жизнь кошки Луизы". Однако "предательство, совершенное человеком, поселяло в ее сердце недоверие к людям". Такими неравнодушными и точными словами школьнице удалось описать появление главной героини рассказа.

            Нам кажется, маститым литераторам есть чему поучиться у начинающего юного автора. Доброго пути тебе, Женя, хоть путь этот не всегда усыпан розовыми лепестками, он  труден, но прекрасен!

            ""Петушок" или "курочка"? – загадываю я, срывая колосок мятлика. Гадание не принесло столь ожидаемой определенности. Вместо "петушков" и "курочек" у меня получались какие-то гадкие бройлеры с птицефабрики, и все приходилось начинать сначала". Всё – это чаяния и надежды юного романтичного сердца, стремление обрести настоящего друга и быть любимой и очень нужной ему, единственному. О судьбе девочки с первых дней осознания себя до момента краткого, но ужасного умопомрачения горячо любящей девушки, которую предал "самый-самый" рассказал Алексей Караковский. Мы не только банально сопереживаем героине "Лунной собаки", но сами, оказывается, живем ее печалями и радостями, находимся рядом с ней в минуту, когда она, не в силах перенести предательства, впадает в кому. Так психологически тонко и проникновенно сумел написать о жизни девочки-девушки-женщины мужчина (!). 

            Повесть Нинель Красюк (Республика Беларусь) "Неська белобрысенькая" о незаурядной девочке, мечты которой стали реальностью.

            "Колючая кошка". Михаил Каришнев-Лубоцкий (г. Саратов) определяет жанр своего произведения так: повесть в рассказах. Послушаем (именно послушаем), как мягко, по-доброму, с понятным маленькому читателю юмором говорит автор о лесном обитателе еже, в дачной местности частенько поселяющимся в жилище человека и обладающем полезным "кошачьим" свойством:

            "– Это, Кузя, наша новая кошка, мы ее в помощницы Ваське взяли. У него план по мышам совсем не выполняется, мы в Апалихе меньше всех мышей заготовили. Понял?

     – Нет, дедушка, не понял. Разве это кошка? – И Кузя ткнул пальцем под кровать. – Это же...

Но дедушка перебил Кузю:

     – А вот и кошка. Правда, колючая. Молоко он пьет? Пьет. Мышей ловит? Ловит. В клубок сворачивается? Сворачивается. Самая настоящая кошка, только что не мурлычет".

            Из "больших" произведений: сборник рассказов "Капризный отец" Ивана Быкова (г. Нововоронеж). Вот только одна цитата:

            "– Когда папа купил новую машину, он продал старую, я теперь боюсь.

      – Чего?

            – Мне сказали, что мама собирается купить нового мальчика. А куда она денет старого? Неужели продаст?" – здесь сразу же очаровывает трогательная наивность, столь свойственная ребенку. Подкупающей трогательностью пропитано все произведение лауреата конкурса Ивана Быкова.

            Разумеется, подробно обозреть все произведения-призеры не представляется возможным.

            Среди победителей в номинации под "академическим" названием "Познавательная литература, научно-популярные произведения, без ограничения возраста" – несколько очень познавательных и очень полезных не только школьнику, но и всем "без ограничения возраста" работ. В их числе статья Альбины Поповой (г. Киселёвск, Кемеровская обл.) "Письмо как жанр эпистолярного стиля и ученического сочинения" и "Небеса Иерусалима" Романа Гершзона (государство Израиль) о тринадцати мученических остановках Иисуса Христа в пути на Голгофу.

            Любопытно исследование кандидата исторических наук Владимира Чернышёва (г. Муром) по истории купечества древнейшего, "былинного", города Руси Мурома. Несмотря на обилие дат, названий, имен, чтиво получилось неутомительное. Чего стоит хотя бы такой факт с неожиданным выводом: в определенный период истории города около половины горожан занималось торговлей?!

            В этой же номинации Валериан Чупин (г. Чайковский, Пермский край) открывает нам фантастически увлекательную страничку истории России 20-х годов прошлого века. Мы узнаем о местной (не санкционированной властями) валюте – уральских франках, да-да, не рублях, а франках.

            Миниатюра Олега Камакина (г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий а. о.) так же, как и "Небеса Иерусалима", представляет интерес не только для верующих.  

            Невозможно провести четкую границу, отделяющую одну номинацию конкурса от другой, – они взаимно дополнили друг друга. Это учли организаторы конкурса. Разграничение литературы в данном случае на "детскую" и "взрослую" весьма условно. В чем отличие "детской" прозы от "взрослой"? Где водораздел? Существует ли он? Разумеется, "Курочка-ряба" – для дошкольника, "Воскресение" – для выпускника. Из школьной программы по литературе не изъяты "Война и мир", "Преступление и наказание", произведения М. Горького, В. Маяковского, А. Куприна, где и сцены патологической жестокости, и нецензурная брань. Вряд ли чтение русской и зарубежной классики добавит нашим детям жестокости, черствости, нигилизма – кто прочитал в детстве Александра Куприна или Эмиля Золя, думаю, не станет от этого хуже. Может быть, даже наоборот.

            Произведения лауреатов литературно-педагогического конкурса "Добрая лира" (или "Премии педагогического признания") актуальны, позитивны и высоко художественны. Эти произведения, несомненно, способны приобщить молодое поколение к чтению, воспитать читательскую культуру, повысить значимость современной российской литературы и привлечь читательский и общественный интерес к книге, как источнику доброго нравственного начала.

 

↑ Наверх
Спасибо за внимательность!
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.