Вступительная статья к ДЛ-2


К читателю

 

 

            Завершен очередной литературный конкурс "Добрая лира" (2008). В конкурсе участвовали авторы из США, ФРГ, Израиля, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана, России. Подведены итоги.

            Большинство представленных рукописей выполнено добротно, и пусть не все стали лауреатами и дипломантами, большое спасибо всем, кто участвовал в конкурсе. В оценке произведений принимало активное участие детское жюри.

            Несколько слов о произведениях конкурсантов.

            Рассказ "Моя мама" Натальи Бухваловой (Воркута)– почти анекдотическая история. Однако, казалось бы, на очень скромном материале сколько доброты, нежности, любви! Взаимоотношения в семье – труднейшая проблема нашего бытия. Часто она предстает во всей своей неприглядности. В рассказе  вся сложность проблемы шутя испаряется, бесследно тает. Улыбаемся от души, смеемся! И, вероятно, не один читающий подумает: "Вот бы во всех семьях так… и в моей бы…" Низкий поклон автору за такое необходимое нынче произведение.

            Вообще в литературном конкурсе представлено немало миниатюр, посвященных семье. Некоторые написаны живо, с подкупающей правдивостью.

            "Моя семья" Татьяны Корнеевой (Кемеровская область, Мариинск): дошколята рассказывают о своих родителях.

            "Моего папу зовут Вадик, а маму Елена Викторовна. Папа работает на работе, а мама в школе", – с гордостью рассказывает Люда.

            …А я прошу маму братика мне купить, а ей все некогда. Мне скучно, я играть с кем-нибудь хочу, а не с кем".

            Дети по-своему решают свои сложные проблемы. Радуются, огорчаются, мечтают. На занятиях малышам предлагают нарисовать "что-нибудь такое, что их семья делает вместе". И дети рисуют, часто отходя от предложенной темы. Мечта о братике или сестричке – самая популярная. На рисунке у Леры – мама и бабушка. Аня нарисовала братика – "Когда же нибудь он родится!"

            Трудно не согласиться с автором этой двухстраничной миниатюры: для каждого ребенка семья – самое дорогое, что у него есть, и какая бы она ни была, дети гордятся, что она у них есть.

            "Найди свою Трою". Ольга Гарнат (Мурманск). Повесть о трех подростках. Один из них – замечательный парень Антон, школьник и спортсмен. Когда подрастающий человек сталкивается с несправедливостью, нежеланием понять, нежеланием помочь (чем, увы, богато наше бытие), он поначалу теряется. Потом может потерять веру в людей, в родных, в товарищей и озлобиться. Сколько таких ребятишек вокруг нас. Может быть, стоит задуматься. Строже посмотреть вокруг. Начать с себя? Истина слишком банальна? Неуютна? Смысл этих прописных истин потерян? Или мы стыдливо отвернулись от них? Впрочем, не претендую на роль блюстителя общественной морали. Это мне не по плечу. А вот повесть об Антоне и его друзьях футболистах учит многому, в том числе, элементарной общественной морали. Без сюсюканья, без прикрас. Серьезно. По-взрослому.

            "Мама пяная плисла" – горестная зарисовка и, к сожалению, правдивая. Мы много говорим (в основном, говорим!) о воспитании детей и почти ничего о воспитании родителей. Нет такой статьи в школьных программах, нет и в правительственных. Откуда же берутся плохие дети? Прежде всего, от плохих родителей. Так называемое воспитание в семье часто не только сведено к нулю, но и даже становится величиной отрицательной. Воспитание гражданина из насущной проблемы превращается в фарс или, хуже того, в трагедию.

            Современная семья изображена во многих произведениях двухтомника:  "Мужской секрет" Виктора Васильева (Санкт-Петербург), "Страдания юного Берди" Турусбека Мадылбаева (Кыргызстан, Бишкек), "Дневник Алексея Клеверова" Оксаны Аболиной (Санкт-Петербург).

            В "Сказке про девочку, которая ушла искать своих родителей Марии Полянской (Москва) все, казалось бы, просто. Родители уехали за длинным рублем. Далеко, да по-сказочному непонятно куда. И пропали. Скучает девочка без материнско-отцовской ласки. И хотя у нее замечательная бабушка, все же "не то". Мамочка ей нужна. И папочка необходим. И девочка находит их! Рождественская сказка? Хеппи энд?! Может быть. Разве это плохо?

            Социальная тема волнует многих конкурсантов, так же как каждого из нас. И, конечно же, тема Великой Отечественной войны. "Пропавший полк" Галины Гарибян (Саратовская область, Энгельс) – это произведение о нашей российской истории, страницы которой за давностью лет все больше тускнеют, покрываются патиной забвения. А это ведь не только история – страницы горького прошлого нашей родины.

            "Яростный стройотряд" Виктор Гришин (Санкт-Петербург). Время не такое уж давнее. Еще не успело состариться поколение студентов из Москвы, Ленинграда, Пскова, Новгорода, Саратова… Строить! Квалификации никакой. Только желание создавать своими руками, заработать первые трудовые копейки. Взрослеть!! Вероятно, это не просто аргументы. Стимулы.

            И строили! За Уралом, в Сибири, Казахстане… поднимали Нечерноземье. Квалификацию приобретали по ходу дела. В заброшенных богом и людьми деревнях появлялись коровники, свинарники, амбары. И многое столь необходимое на селе, то есть, в конечном счете, необходимое нам с вами.

            Всякое бывало. Об этом, о трудном и веселом (!) и многом другом. О жизни, юной, интересной, и, к великому сожалению, неведомой нынешним молодым "Яростный стройотряд".

            "Я – деревенская". Так Алина Бартенева (Санкт-Петербург) назвала свою автобиографическую повесть. Название смелое и, казалось бы, претенциозное. Однако, прочитав эту бесхитростную исповедь, проникаешься уважением к новым горожанам, чей труд и забота о городе – не показуха. Часто об этих новопитерцах слышим несправедливое: "Понаехали!" Так не все же "плюют мимо урн". Строители, чернорабочие, дворники, уборщицы, продавцы на рынках… Кто из ваших знакомых, "коренных", метет наши улицы, моет наши подъезды, строит (почти всегда при грубых нарушениях "боссами" техники безопасности) наши дома, супермаркеты, поликлиники?........ Признания "понаехавшей" горожанки – увлекательная повесть о вроде бы простом, глубоко интимном, не оставляющем нас равнодушными.

            Отрадно, что немало произведений о детях. О девочках и мальчиках, порой почти крохах, как о Пашке из светлой повести со взрослым названием "Мужской секрет" Виктора Васильева (Санкт-Петербург).

            В рассказе "Степка и Родионов" Михаила Аникина (Санкт-Петербург ) мы узнаем об удивительном деревенском мальчике. Он из той породы крестьянских детей, что "в больших сапогах, в полушубке овчинном" везут из леса "хворосту воз". Через полтора века как бы оживает "мужичок с ноготок" Николая Алексеевича Некрасова. Наглядная преемственность традиций великой русской литературы, что является одним из критериев конкурса "Добрая лира".

            В рассказе поднимается еще одна важнейшая тема – реабилетация невинно репрессированных. Стоит ли ворошить прошлое? Наверное, стоит, хотя бы для того, чтобы многое из нашего прошлого не стало нашим будущим.  Рассказ "Степка и Родионов" напоминает об этом.

            Сказка – сложнейший жанр литературы. Только на первый взгляд легкий. Но вспомним, что сказка – исток  фантастики. Там ей живется гораздо легче, органичней. А кроме всего прочего, тому, что называется устным народным творчеством много тысяч лет.

            Герой "Сказки про обиду и прощение" Раисы Крапп (Германия) деревенский мальчик восьми лет Тарас "сильно печалился" о хвором отце. "Мечтал Тараска о чуде, которое изгонит из батьки черную хворь: вдруг лекарь какой удивительный объявится, лучше бы так взял бы да пошел бы на поправку батюшка. Утром бы проснуться от смеха раскатистого, на шею ему кинуться…" И Тараска, повинуясь вещему сну, идет в лесную чащобу и находит это средство. В сказке подкупает удачная стилизация под народный говор: лесовик, Кот Баюн и "чащобные" атрибуты лесных страхов – всё сказочно, таинственно, по-доброму.

            Сколько на Руси котов со столь популярной кличкой Васька. Впрочем, Анна Старикович (Беларусь, Минск) называет героя своего почтительно – Василий. Ничего книжно-живописного: наглые мышки грызут его подстилку, пока кот на ней видит пушистые сны. Зарисовку "Страшная месть Василия" ("Кошачий лаз") явно писал тот, у кого в душе звучит добрая лира.

            К юмору, улыбке, как к очень нужным вещам, отношение жюри конкурса особое. При всех равнозначных достоинствах предпочиталось произведение, где присутствует юмор. Он ведь одна из ипостасей добра.

            И снова о домашних животных. Кто они – банальный вопрос. Стандартный ответ: "Братья наши меньшие". Так же как в предыдущем, в нынешнем конкурсе много произведений  о животных. В рассказах и повестях радуют, умиляют, побуждают задуматься об их судьбе славные зверюшки: кошечка Блашка, бездомный пес Полковник… "Когда Прошка бежит по дорожке" Сергея Силина (Москва), "Мы с тобой одной крови…" Елены Клепиковой (Казахстан, Алматы), "Хозяин" Аллы Бородиной (Краснодар), "Основное правило"Татьяны Яниной (Москва) учат заботе, состраданию, любви к животным, природе, ближнему (и дальнему); не только потреблять и любоваться; заботиться, выращивать, бережно охранять; не терять заложенное в нас природой. Трогательно, занятно, мудро и талантливо.  

            Для одинокой старушки собака или кошка – самое любимое существо. О них заботятся, их любят. И не только одинокие пожилые люди. Девочка принесла домой брошенного котенка, первоклассник привел бездомного щенка. Чаще всего, папы-мамы против, ругают детей. У юного существа – первое горе, отчуждение. Ребенка ругают, а он не возьмет в толк за что. Воспитывать в детях "доброе и вечное" – труд тяжелый и ежедневный. Казалось бы, банальная истина. Жестокость, нетерпимость, ксенофобия появляются как бы сами собой. Неосторожно оброненное слово, грубый окрик, несправедливое наказание. Результат – озлобление, уход в себя, нежелание делиться с прежде обожаемыми папой и мамой. Девятилетний гражданин не в силах сам решить свои, чаще всего, несложные проблемы. Не так ли появляются "потерянные поколения"?

            Среди конкурсантов авторы разных возрастов и профессий.

            Думаю, это Собрание прочтут не только лауреаты и дипломанты "Доброй лиры" 2008 года.

            Юной участнице "Доброй лиры" Кате Шемякиной, ученице 8 класса из Екатеринбурга, пятнадцать лет.                

            Ученики школы № 88 из Тольятти Настя Володина, Олег Бритвин, Даша Руднева и Настя Ланцова, к сожалению, не стали победителями.

            Не попавшим в число призеров особое спасибо. Порой их произведения интересны, и авторы вызывают уважение, хотя объективные оценки жюри не позволили включить их в число победителей.

            Вероятно, следует ввести в Положение о конкурсе "Добрая лира" особую премию авторам детям.

            Так же как в предыдущем 2007 году, в обсуждении конкурсных произведений 2008 года и оценки результатов активно участвовало детское жюри. Учащиеся школ Санкт-Петербурга читали и оценивали произведения  четырех номинаций конкурса.

            Взрослое жюри из известных писателей, преподавателей, библиотечных работников активно сотрудничало с юными судьями. Работа с детским жюри показала, что юное поколение великолепно ориентируется в современной художественной литературе. Результат обсуждения представленных налитературный конкурс произведений – детские эссе, вошедшие в Собрание произведений лауреатов и дипломантов конкурса "Добрая лира " 2008.

            Надеюсь, "Добрая лира" 2008 не последний подобный литературный конкурс.

↑ Наверх
Спасибо за внимательность!
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.