Бизнес-модель «ВкусВилл»: как выжить на рынке продуктового ретейла в России, нарушив все его правила

Финансовое состояние ООО «Вкусвилл»

Сравнить с конкурентом

Выбор – на карте

Процесс начинается с выбора района и оценки окружения, этим занимается менеджер по развитию территории. Для этого система «Первая Форма» интегрирована с Яндекс.Картами. На карте отображаются все торговые точки сети. При небольшом масштабе точки объединяются в кластеры – так можно оценить общее количество действующих магазинов, то есть степень освоения территории. При увеличении масштаба отображается более детальная информация: например, цвет метки соответствует статусу магазина (работает, на ремонте и т.п.), а буква внутри метки – одному из брендов, которые развивает компания. По клику на метку можно открыть карточку магазина в «Первой Форме». При желании можно на карте отфильтровать точки по нужным признакам – например, посмотреть только магазины, которые готовятся к открытию в ближайшее время.

map-1024x583.png

Менеджер по развитию территории оценивает окружение, покупательский поток, наличие конкурентов, и если считает район перспективным – ставит на карте специальную отметку («закладку»). Для этого достаточно кликнуть мышью по нужной точке на карте.

Затем процесс подхватывают специалисты по поиску – они получают уведомления о новых закладках в закрепленных за ними районах. Получив уведомление, они приступают к подбору подходящего помещения. Поисковики ведут работу параллельно – конкуренция стимулирует скорость и качество поиска. Когда сотрудник находит подходящий объект, он регистрирует его в системе и отправляет на рассмотрение менеджеру по развитию территории.

Специалисты по поиску обычно работают с «Первой Формой» из мобильного приложения – так они могут вносить данные в систему прямо на объекте и подтверждать их  фотографиями. Для оценки помещения в системе разработан чек-лист, который поможет собрать исчерпывающие данные и ничего не забыть. Позже данные из чек-листов удобно сводить, сравнивать и оценивать.

1forma_vkusvill_mob-1024x644.png

Территориальный менеджер анализирует все объекты, предложенные поисковиками, выбирает наиболее удачный и инициирует процесс открытия магазина.

Товары ВкусВилл

На официальном сайте vkusvill ru представлены органические продукты от лучших отечественных производителей. Покупатели могут найти любые товары на свое предпочтение: кулинария, фрукты и овощи, молочные продукты, мясо, птица, детское питание, бакалея, товары для животных, косметические средства и прочее.

Для постящихся людей представлена отдельная категория товаров – «Можно в пост». Также на сайте размещены уникальные рецепты вкуснейших блюд: индейка с черносливом, блины с рикоттой, кофе с арахисовой пастой и прочее.

Для удобства пользователей представлена форма поиска. С ее помощью, задав все необходимые параметры, можно быстро найти товар или рецепт.

Работа с партнёрами

Мы всё ещё продаём товары на маркетплейсах. Потому что считаем, что продукты «ВкусВилла» должны быть во всех каналах сбыта и продаваться там, где человеку удобно их купить. Не надо делать за клиента выбор.

Нравится в «Утконосе», потому что кроме продукции «ВкусВилла» нужно ещё заказать колу, сахар, туалетную бумагу, — пожалуйста. Сейчас мы продаёмся ещё в аптеках и на автозаправках. У нас везде политика единого ценообразования, нам даже удалось договориться об отсутствии накруток с АЗС, хотя это было непросто. Так что, даже заезжая заправить машину на «Лукойл» или «Газпромнефть», вы увидите продукцию «ВкусВилла», и здорово, что она вас порадует такой же ценой, как в магазине.

Управление персоналом без HR

— А как устроен подбор персонала во «ВкусВилле»?

У нас нет отдела, который отвечает за наём и контроль сотрудников. Продавцов по заказу розницы нанимают подборщики. Всё остальное лежит на руководителях отделов. Это логичная схема. В ближайшие пять лет HR-сфера перезагрузится.

Часто считают, что HR-менеджер может быть виноват во всём. Это неправильно

— А у вас есть штрафы?

Нет. Штрафы не вписываются в нашу систему доверия к сотрудникам. Если человек просто ошибся, это нормально. А если что-то сделано со злым умыслом, то проще расстаться с сотрудником.

— С каждым годом компания всё популярнее, дел у вас всё больше. Не устаёте?

Здесь помогает то, что компания быстро меняется. У меня никогда не было ощущения, что я закис в одном месте или засел в зоне комфорта. За последние два года у меня в жизни происходит событие за событием, поэтому усталости нет. Сложность в том, что очень много вопросов.

— Ставите себе какие-то цели и продумываете методы достижения?

Нет. Ни я, ни компания этим не страдаем. Мы не занимаемся стратегическим планированием, потому что это утопия. В 2019 году ты не можешь предугадать, каким будет ретейл через год.

Если говорить про глобальную эволюционную цель «ВкусВилла», то это изменение продуктовой розницы в России. Мы хотим, чтобы россияне в любом месте могли покупать продукты без вредных добавок и консервантов.

А меня самого куда-то несёт, и мне это нравится. У меня растут два сына, и это моя глобальная цель и ответственность. Это то, что двигает меня вперёд.

Подпишитесь на нас в Telegram

Теги:

  • Бизнес
  • Бизнес-образование
  • Кейсы
  • Ретейл
  • Команда

Поделиться:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,7
Материал подготовил
Евгений Ковалев
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий