Франчайзинг: понятие, преимущества, недостатки

Четыре составляющих франшизы

Купить франшизу мало, сначала разобраться во всех ее нюансах, например из чего состоит франшиза.

1.) Бренд

Бренд может быть как известным так и неизвестным, разумеется франчайзи заинтересован в приобретении «раскрученного» бренда, который сразу же способен приносить доход. Если такой найден, то прежде чем открыться по вывеской этого бренда, нужно приобрести на него права, это и есть основа франшизы.

Чтобы передать право на использование товарного знака, франчайзер должен подписать и зарегистрировать с франчайзи договор коммерческой концессии. Иначе передача будет считаться незаконной.

Для многих франшиза ограничивается только передачей бренда, то есть прав работать под вывеской этого бренда. На самом деле бизнес-модель, обучение и контроль – не менее важные составляющие этих отношений.

2.) Бизнес-модель

Предприниматель купившей франшизу, должен с ней подробно ознакомиться, ведь это полное описание всех процессов и стандартов работы компании, вплоть до цвета мебели в офисе.

Как правило, все эти данные зафиксированы в документах, чаще всего это стандарты компании. Именно они передаются партнеру в момент, когда он оплачивает вступительный взнос.

Этим стандартам он обучается перед открытием своего франчайзингового предприятия.

3.) Обучение

Обучение, весьма важный пункт как для людей, которые покупают франшизу, так и для тех кто её продаёт.

Поэтому, обязательным элементом любой франчайзинговой сети являются стандарты и регламенты. Для каждого бизнеса они могут быть своими и значительно отличаться в зависимости от характеристик сферы деятельности, однако то, что они должны присутствовать в обязательном порядке, неоспоримо. В связи с этим возникает вопрос обучения сотрудников каждой франчайзинговой точки.

4.) Контроль

Отношения во время работы между франчайзером и франчайзи могут быть самые разные.

Первого, со временем, может перестать устраивать то, как работает его партнер. Это проявляется в халатности к работе, из –за чего снижается качество обслуживания и прибыль.

Страдает из-за этого репутация всей сети. Поэтому контроль выполнения стандартов – неотъемлемая часть франшизы.

Какие виды контроля существуют?

Перечислим основные:

  • Проверки, она может быть официальной или внеплановой. Отличный вариант также – тайный покупатель.
  • Геймификация. Это вид подразумевает получение франчайзи бонусов за достижение определенных показателей – обычно это выручка предприятия.
  • IT-система. Управляющая компания подключает франчайзи к единой системе (CRM или ERP). Так руководство может онлайн отслеживать все денежные вопросы, выполнение всех стандартов и многое другое.

1. Что такое франшиза и франчайзинг простыми словами — определение и значение терминов

В первую очередь давайте разберем, что такое франшиза простыми словами.

Франшиза (от фр. Franchise —  прерогатива, преимущество) — это объект договора по франчайзинговой сделке, передача бренда и бизнес-модели партнеру на льготных условиях.

Франчайзинг (franchising) — это бизнес-модель, при которой одна компания передает физическому лицу или другой компании право вести идентичный бизнес под своим товарным знаком за соответствующее вознаграждение.

Таким образом,франшиза — это предмет сделки, а франчайзинг — сама сделка. Не путайте эти определения!

Стороны франчайзинговой сделки называются франчайзор и франчайзи. Франчайзор — компания предоставляющая франшизу, франчайзи, соответственно, – сторона, ее приобретающая.

Отличным примером может служить ресторан KFC. Во всех городах есть этот фастфуд, но организаторами являются местные предприниматели, которые открыли бизнес по франшизе и получают прибыль.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,7
Материал подготовил
Евгений Ковалев
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий