Что такое франшиза и как она работает

Франчайзинг простыми словами

По-простому, это взаимоотношения между крупной компанией и посторонним бизнесменом, который приобретает право заниматься таким же делом в другом месте, используя этот же бренд, технологию, продукцию и т.д.

Со стороны это выглядит, как будто фирма открыла еще один филиал, но по факту за новой точкой стоит другой человек, и имеются существенные отличия в управлении.

Сопутствующие термины

Понятию франчайзинга сопутствуют следующие термины:

  1. Франчайзер — компания, продающая право на ведение бизнеса.
  2. Паушальный взнос — одноразовый платеж за возможность использовать товарный знак и т.д. (делают в самом начале).
  3. Франчайзи — предприниматель, партнер, приобретающий право вести бизнес от имени фирмы.
  4. Роялти — регулярный платеж за использование бренда, технологии и т.д.

Отличия от франшизы

Франшиза — это передаваемый комплекс прав и обязанностей, т.е. объект договора, то, что предприниматель приобретает в ходе сделки. Франчайзинг — это юридический процесс покупки возможности ведения бизнеса. Получается, что второе понятие включает в себя первое, в этом и состоит отличие.

franshiza(3).jpgФранчайзинг включает в себя понятие франшизы.

История франчайзинга в России и в мире

Слово franchise в переводе с французского означает «льгота», «право». Этот термин впервые был использован в XVI в., но не в современном значении. В середине XIX в. компания Singer была на пути к разорению, поэтому производитель принял решение отдать право на реализацию товара сторонним лицензированным организациям. Это первый пример товарного франчайзинга.

К концу XIX ст. запатентовали состав напитка Coca Cola. И несколько компаний получили право изготавливать этот продукт, используя рецептуру и бренд. Это один из первых примеров производственного франчайзинга.

В начале XX в. в США начала зарождаться автомобильная индустрия.

ГК General Motors позволила продавать свои машины через независимые салоны. При таких продажах не контролировалось производство, технология и т.д.

Франчайзинг в современном понимании начал развиваться после войны. После покупки франшизы ресторана McDonald’s одним из главных принципов стала стандартизация. С этого момента начали контролировать технологию производства, сырье. Франчайзеры стали получать деньги от открытия новых точек сторонними предпринимателями.

В РФ это понятие появилось позднее. В 1990 г. состоялось открытие ресторана McDonald’s. Он стал первой зарубежной франшизой в СССР. До этого примером франчайзинга были местные компании «Дока-пицца» и «Дока-хлеб». До 2010 г. в России настороженно относились к франшизам, и их было не так много.

Договор франчайзинга

В законодательстве РФ нет такого понятия, поэтому при франчайзинге используется один из следующих видов договоров:

  • коммерческой концессии;
  • лицензионный;
  • поставки;
  • агентский;
  • оказания услуг.

dogovor-franchajzinga.jpgПри франчайзинге используется договор коммерческой концессии.

Чаще применяется первый вид. Договор коммерческой концессии призван регулировать отношения, в которых одна сторона передает другой право работать под ее именем за вознаграждение.

К документу предъявляется ряд требований:

  1. В качестве франчайзи может выступать только юр. лицо или ИП.
  2. Товарный знак должен быть зарегистрированным.
  3. Указывается денежная сумма за ведение дела.
  4. В документе прописываются права и обязанности участников. В частности, со стороны франчайзи обязательно следование технологии, использование указанного сырья и т.д.
  5. Договор регистрируется в Роспатенте.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,7
Материал подготовил
Евгений Ковалев
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий