Особенности создания франшизы: основные этапы, преимущества и недостатки

Как обезопасить себя от обмана со стороны франчайзи?

Естественно, многие франчайзеры переживают, что партнеры могут обмануть их, либо не соблюсти некоторые условия. В общем-то, это и понятно, ведь большинство партнеров может находиться в разных городах, а то и странах, и порой проверить, как они работают, практически нереально.

В этом случае нужно для начала понять, что именно дает франшиза как таковая. Возможно, это какой-то эксклюзивный товар или, например, без поддержки со стороны франчайзера партнер не имеет возможности вести бизнес. Как бы там ни было, но при желании можно использовать несколько инструментов для удержания и контроля над франчайзи.

С появлением ИТ-технологий контролировать своих партнеров стало определенно проще. Например, можно разработать или купить специальную CRM-систему, в которой будут видны все отчеты и другие данные. Естественно, в таких системах можно оперативно поддерживать связь со всеми партнерами.

Также можно зарегистрировать на свое имя (имя компании) телефонный номер, который в дальнейшем будет использоваться партнером во всех объявлениях. Благодаря такому подходу можно будет наблюдать, к примеру, количество входящих и пропущенных звонков.

Конечно же, можно сразу оговорить эти пункты и в договорах, и в случае несоблюдения, например, могут налагаться штрафные санкции на партнера, либо вообще сотрудничество может быть прекращено.

Опять же, в случае с торговлей все определенно проще, ведь компания поставщик обычно предлагает выгодные цены, которые не всегда легко найти на том или ином рынке.

Получается, основой контроля франчайзи является его заинтересованность в выгоде, которую он получит благодаря условиям, предложенным франчайзером.

Ошибки при создании бизнес-модели

Ошибка 1: Слишком детально или слишком размыто описать модель

Надо понимать, что канва бизнес-модели – это не финансовая модель. В ней не нужно указывать каждую статью расходов или доходов, каждую деятельность или слишком философски оценивать свое УТП.

Например, в ключевых партнерах нет смысла указывать госорганы вроде Роспотребназора или им аналогичные, если вы кафе. Потому что с ними взаимодействуют все по умолчанию.

Аналогично со службой охраны или санитарной обработки. Это не ключевые партнеры и никак не выделяют вашу бизнес-модель от аналогичных на вашем рынке.

Надо указывать именно ключевых партнеров и отличительные процессы, которые выделяют вас.

А если, например, ваша компания активно участвует в гостендерах, то да – госорганы будут ключевыми партнерами.

Ошибка 2: Взять на себя слишком много обязательств

Когда вы начинаете планировать бизнес-модель, необходимо реально оценивать свои возможности: какие задачи вы действительно можете на себя взять, какие обязанности могут выполнять параллельно ваши сотрудники, чтобы обеспечивать поддержку франчайзи.

Например, у вас есть отдел маркетинга, он максимально загружен и не имеет возможности брать на себя дополнительные задачи по поддержке франчайзи. В таком случае не стоит включать в бизнес-модель поддержку маркетинга франчайзи.

Если задача предполагает большой объем однотипной работы, например, просмотр камер видеонаблюдения, то не стоит брать на себя обязательство полностью их просматривать, можно сформулировать обязательство о выборочном просмотре.

Не нужно брать на себя все элементы бизнес-модели, иначе франчайзи рискует превратиться в вашего наемного сотрудника, а не самостоятельного предпринимателя и партнера. Франчайзи должен сам принимать решения и нести предпринимательские риски.

Это важный момент — не нужно становиться нянькой для франчайзи.

Оценивайте наиболее реально свои возможности и возможности вашей бизнес-модели по делегированию, разделению задач между вами и франчайзи.

Ошибка 3: Взять на себя слишком мало обязательств

Если вы ничего или почти ничего не будете делать для франчайзи, не возьмете на себя существенную часть задач бизнес-модели, то возникнет вопрос, зачем франчайзи ежемесячно платить вам роялти? Ему будет гораздо проще уйти из вашей сети и сменить вывеску.

При создании бизнес-модели учитывайте, что необходимо взять часть ключевых задач на себя, чтобы иметь возможность удерживать франчайзи в сети.

Отталкивайтесь от того, что с вами франчайзи должно быть проще, чем без вас и работать без вас ему должно быть сложнее.

Как продать франшизу?

Продажа представительства – это еще один способ заработать, если ваш бизнес уже стал узнаваемым и есть готовая клиентская база. Доход с роялти и паушального взноса позволит расширить не только представительство в регионах, но также позволит  основному офису развиваться в ускоренном темпе и использовать все необходимые информационные и технологические новинки и ультрасовременный инструментарий.

Потенциальные франчайзи выбирают из множества предложений на рынке, поэтому важно привлечь внимание именно к своему бизнесу, тем более что в кризис не каждый готов стартовать с нуля или приобретать готовый бизнес.

Упаковка франшизы, то есть четко указанные в предложении выгоды, особенности и цены на ваше представительство. Покупатель должен понять, что именно он покупает, и какой объем поддержки получит за указанную в рекламном объявлении цену. В разработку франшизы стоит включить также связанные со стартом бизнеса трудности и перспективы возможного развития представительства.

На видео: Масштабирование бизнеса

Оцените статью
Рейтинг автора
4,7
Материал подготовил
Евгений Ковалев
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий